ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Организация соревнований
Соревнования по автомодельному спорту могут быть проведены любой организацией или коллективом только на основании утвержденных спортивных календарных планов или отдельных решений Федерации автомодельного спорта России (ФАМС России), Федераций Республик, Москвы, Санкт-Петербурга и области, краевых, областных и районных Федераций и секций России.
1.2. Организация, проводящая соревнования (в дальнейшем «Организатор»), обязана подготовить все необходимое для их успешного проведения в соответствии с настоящими Правилами и Положениями о соревнованиях.
1.3. На период подготовки и проведения соревнований организация, непосредственно проводящая соревнования, назначает своего представителя – директора соревнований.
1.4. Директор соревнований отвечает за своевременные:
прием, размещение, питание участников и членов судейской коллегии, их отправку к месту жительства;
обеспечение участников соревнований транспортом, горюче-смазочными материалами;
обеспечение мер безопасности участников и зрителей на соревнованиях;
подготовку и оборудование мест проведения соревнований;
организацию медицинского обслуживания, связи и противопожарной безопасности;
изготовление афиш, программ, информацию населения через средства массовой информации о проводимых соревнованиях;
подготовку отличительных знаков для судей;
организацию торжественного ритуала открытия и закрытия соревнований;
1.5. Директор соревнований не имеет права вмешиваться в действия судейской коллегии и нести обязанности судьи.
1.6. Для подготовки соревнований и их материально-технического обеспечения создается организационный комитет. Директор входит в состав оргкомитета.
Глава 2. Характер соревнований.
2.1. По характеру проведения соревнования подразделяются на : командные, лично-командные и личные.
2.2. К командным относятся соревнования, в которых определяются места, занятые командами.
2.3. К лично-командным относятся соревнования, в которых определяются места, занятые как командами, так и каждым участником отдельно.
2.4. К личным относятся соревнования, в которых определяются места, занятые каждым участником.
2.5. Личные результаты участников используются для присвоения, подтверждения или повышения их спортивных разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой Всероссийской спортивной классификации.
2.6. Командные места определяются по сумме очков, набранных всеми членами команды. Они начисляются по следующей таблице:
место |
очки |
место |
очки |
место |
очки |
место |
очки |
1 |
400 |
6 |
96 |
11 |
22 |
16 |
5 |
2 |
300 |
7 |
71 |
12 |
17 |
17 |
4 |
3 |
225 |
8 |
53 |
13 |
13 |
18 |
3 |
4 |
169 |
9 |
40 |
14 |
9 |
19 |
2 |
5 |
127 |
10 |
30 |
15 |
7 |
20 |
1 |
В случае равенства очков места определяются по наибольшему количеству первых, вторых и т. д. мест, о чем составляют сводный протокол командных результатов.
2.7. По своему масштабу соревнования делятся на:
кружковые;
клубные;
районные (городские);
областные, краевые;
зональные, межобластные;
Москвы, Санкт-Петербурга и области;
республиканские;
первенства России;
на Кубок Росси;
чемпионаты России;
международные соревнования, товарищеские встречи;
чемпионаты Европы;
чемпионаты мира
Глава 3. Положение о соревнованиях и программа соревнований.
3.1. Каждое соревнование должно быть проведено в соответствии с Положением о нем, составленным на основе настоящих Правил и ни в одном пункте не противоречащим этим Правилам.
3.2. Положение утверждается организатором соревнований после согласования его с руководством соответствующей Федерации.
3.3. В Положении должны быть указаны:
цели и задачи соревнований;
место и время проведения;
руководство и организация;
участники соревнований и условия их приема;
классы моделей;
порядок определения результатов и награждение победителей;
порядок и сроки подачи предварительных заявок;
организация, на которую возлагается непосредственно проведение соревнований.
3.4 Положение о соревнованиях должно быть доведено до сведения организаций – участников за 2 месяца.
3.5. Вносить какие-либо изменения в утвержденное Положение может только организация, утвердившая его. Обо всех изменениях участники и судьи должны быть извещены не позднее, чем за 30 дней до начала соревнований.
Глава4. Участники соревнований.
4.1. К участию в соревнованиях допускаются граждане обоего пола, представившие модели, отвечающие требованиям настоящих Правил и положения о соревнованиях.
4.2. По возрасту участники соревнований делятся на следующие группы:
дети и подростки – 10-11 лет
юноши и девушки – 12-17 лет
мужчины и женщины – 18 лет и старше.
4.3. юноши и девушки могут быть допущены к соревнованиям в группе взрослых, но при этом лишаются права выступать в своей группе.
4.4. Спортсмен допускается к участию в соревнованиях лишь при наличии вызова Организатора соревнований.
4.5. При представлении в судейскую коллегию (мандатную комиссию) уточненных именных заявок по установленной форме, одновременно на каждого участника должны быть предъявлены следующие документы:
полная заявка по установленной форме ( см. приложение)
паспорт или заменяющий его документ; для юношей и девушек до 16 лет – свидетельство о рождении;
В Положении о соревнованиях требуемый перечень предъявляемых документов может быть расширен.
Глава5. Права и обязанности участников.
5.1. Спортсмен имеет право выступать в соревнованиях лишь за ту спортивную организацию, которая указана в заявке первых его выступлений в текущем году. Переход из одной организации в другую в текущем году возможен только с разрешения ФАМС России.
5.2. Каждый спортсмен имеет право выступать с моделями разных классов. Кроме того, в группе гоночных кордовых моделей разрешается заявлять две модели одного класса; в зачет идет лучший результат одной из двух моделей.
5.3. Участник соревнований обязан знать и выполнять требования настоящих Правил и Положения. Незнание этих документов не освобождает его от установленной ответственности за невыполнение или нарушение отдельных требований.
5.4. Участник соревнований обязан прибыть на старт к указанному времени и находиться со своей моделью на специально отведенном месте.
5.5. Участник обязан выступать в чистом, опрятном спортивном костюме. При проведении командных соревнований участники каждой команды должны иметь единую спортивную форму с эмблемой организации, которую они представляют.
Глава 6. Представитель (тренер) и капитан команды.
6.1. Каждая организация, выставляющая команду, если это предусмотрено Положением, должна иметь своего представителя (тренера), который является руководителем команды и несет ответственность за дисциплину участников как непосредственно во время соревнований, так и на местах размещения, питания и отдыха. Обязанности представителя (тренера) в его отсутствие выполняет капитан команды.
6.2. Представитель несет ответственность за соблюдение спортсменами техники безопасности во время соревнований и тренировок.
Представитель команды обязан:
знать настоящие Правила и программу соревнований;
своевременно предъявлять необходимые документы в мандатную комиссию, на основании которых составляется протокол мандатной комиссии;
обеспечить своевременную явку спортсменов для регистрации на технический осмотр, на старт и на построение к парадам открытия и закрытия соревнований;
присутствовать на совещании судейской коллегии, если оно проводится совместно с представителями;
Представитель должен безоговорочно выполнять все требования судейской коллегии и Организатора соревнований. В случае несогласия он имеет право подать в судейскую коллегию протест в письменном виде, но это не освобождает его от обязанности выполнять решение судей.
Капитан команды выбирается открытым голосованием на общем собрании команды.
Глава 7. Взыскания.
7.1. При нарушении настоящих Правил, положения о соревнованиях, невыполнения распоряжений судейской коллегии, неспортивном и неэтичном поведении, подаче необоснованных протестов к невиновному участнику, тренеру или представителю могут быть применены по решению главного судьи следующие взыскания:
предупреждение;
выговор;
отстранение от заезда или попытки, при этом указанный результат аннулируется;
снятие одного круга с общего количества данного заезда (для радиоуправляемых моделей);
дисквалификация на период соревнований с аннулированием всех показанных результатов;
отстранение от выполнения обязанностей представителя или капитана команды;
снятие с команды 10% очков, полученных всеми участниками команды за поданный необоснованный протест.
7.2. меры дисциплинарных взысканий, принятые на соревнованиях, должны быть доведены до всех участников.
7.3. Если судейская коллегия считает, что перечисленные меры взыскания не соответствуют серьезности проступка, она обязана возбудить ходатайство перед соответствующей Федерацией о применении более строгого взыскания, вплоть до дисквалификации на определенный срок или лишения спортивного звания (разряда).
7.4. Решение судейской коллегии соревнований о наложении взыскания может быть обжаловано в соответствующие Федерации автомодельного спорта.
Глава 8. Протесты и апелляции.
8.1. Протест может быть подан представителем команды, а также любым участником через своего представителя или капитана.
8.2. Протест подается в письменном виде с подписью заявителя и с обязательным указанием пунктов правил или Положения, которые подающий протест считает нарушенными.
8.3 Протесты подаются в судейскую коллегию на имя главного судьи через главного секретаря. Главный секретарь обязан в присутствии заявителя проставить время подачи протеста и немедленно ознакомить с ним главного судью, представив одновременно все необходимые для разбора протеста документы.
8.4. Протесты, касающиеся законности заявок, квалификации спортсменов, состояния трассы (кордодрома), несоответствия характеристик моделей ведомостям технического осмотра, должны быть поданы не позднее, чем за час до стартов.
8.5. Протест против распределения мест, на происшествия во время соревнований или против какого-либо решения судейской коллегии может быть подан не позднее, чем через час после объявления официальных результатов соревнований или объявления данного решения.
8.6. По получении протеста главный судья должен в кратчайший срок известить лиц, действия которых опротестованы, указав, в нарушении каких пунктов Правил они обвиняются.
8.7. Протест должен быть рассмотрен сразу после поступления в судейскую коллегию. Если для рассмотрения протеста необходимо прервать заезды, они могут быть приостановлены решением главного судьи.
8.8. О результатах рассмотрения протеста главный судья обязан объявить подателю протеста в течение 30 минут с момента его регистрации главным секретарем; в сложных случаях, требующих более длительного расследования, решение может состояться и в более продолжительный срок, но не позднее, чем в день подачи протеста.
8.9. Если поданный на участника протест не может быть рассмотрен сразу, судейская коллегия имеет право допустить участника к соревнованиям условно, о чем представитель и сам участник должны быть предупреждены. В случае удовлетворения такого протеста результаты участника, допущенного условно, аннулируются, а на самого участника накладывается взыскание.
8.10. При принятии решения по протесту судейская коллегия обязана выслушать объяснения обеих сторон, вызвав в случае надобности свидетелей, и навести справки.
При неявке кого-либо из заинтересованных лиц судейская коллегия имеет полное право вынести решение заочно. В этом случае не явившийся теряет право на апелляцию.
8.11. По каждому случаю нарушения, отмеченному судейской коллегией, по которому протеста не поступало, должно быть вынесено решение так же, как и в случае подачи протеста.
8.12. Протест, поданный в судейскую коллегию, не возвращается.
8.13. Все решения судейской коллегии по протестам должны быть записаны в протокол и сообщены заявителю.
8.14.При несогласии с решением судейской коллегии подавший протест имеет право обжаловать это решение (подать апелляцию) в соответствующую Федерацию автомодельного спорта.
8.15. Подача апелляции не приостанавливает выполнения решения судейской коллегии, но если удовлетворение апелляции может вызвать перераспределение призовых мест, награждение задерживается до выяснения решения по апелляции.
8.16. Лицо или организация, подающая апелляцию, обязаны одновременно в письменном виде известить об этом главного судью соревнований. При отсутствии такого извещения апелляция не рассматривается.
8.17. Апелляция может быть подана в течение двух дней после решения по протесту, не считая дня вынесения решения судейской коллегии соревнований.
8.18. При разборе апелляции должны присутствовать все заинтересованные лица, однако неявка кого-либо из них не может задержать вынесение решения по этой апелляции.
Глава 9. Меры безопасности.
9.1. При проведении соревнований должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность участников и зрителей.
9.2 Соревнования по кордовым моделям проводятся на кордодроме при наличии защитного ограждения. В момент запуска кордовой модели внутри кордовой дорожки разрешается находиться только участнику, раскручивающему модель.
9.3. При раскрутке кордовых моделей запрещается соскок с платформы, и отпускать стойку центрального кордового устройства. Раскрутка моделей с платформы запрещена. Для дополнительной раскрутки модель необходимо остановить. Запрещается дозаправка модели на старте.
9.4. Соревнования по радиоуправляемым моделям с раздельным стартом могут проводиться на площадке, которая должна иметь ограждение. На площадке разрешается находиться только оператору и судьям.
9.5. Соревнования по радиоуправляемым моделям «групповые гонки» проводятся на специальных трассах. Трасса может быть нарисована на площадке. Обязательно наличие защитного ограждения по периметру трассы и в местах близко расположенных встречных направлений движения.
9.6. Соревнования по трассовым моделям проводятся в помещении на специальных трассах. Трассы должны иметь ограждение для зрителей.
9.7. На моделях с воздушным винтом запрещается применение винтов с металлическими лопастями.
9.8. Судейская коллегия имеет право запретить запуски моделей, которые могут представлять опасность, даже если они соответствуют техническим требованиям настоящих Правил.
9.9. Главный судья имеет право отказаться от проведения соревнований, если не обеспечены все меры безопасности, предусмотренные настоящими Правилами, или при условиях, которые могут послужить причиной несчастных случаев.
9.10. Соревнования должны быть обеспечены медицинским обслуживанием, позволяющим оказать срочную медицинскую помощь каждому пострадавшему.
9.11. При несчастных случаях, происшедших из-за несоблюдения мер техники безопасности, судейская коллегия имеет право снять виновного участника с соревнований и аннулировать его результат.
9.12. При несчастных случаях с людьми главный судья и его заместители обязаны немедленно принять меры для оказания медицинской помощи пострадавшим, а затем на месте происшествия произвести расследование.
9.13. Обо всех несчастных случаях. Происшедших в ходе соревнований и повлекших за собой телесные повреждения. Главный судья обязан сообщить после окончания данного дня соревнований в письменном виде Организатору.
МОДЕЛИ УЧАСТНИКОВ.
Глава 10.. Классы моделей.
10.1. Соревнования проводятся в следующих группах и классах моделей:
а) Группа гоночных моделей с приводом на колеса, классы:
Е-1 – гоночная модель автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (далее ДВС) с рабочим объемом 1,5 см;
Е-2 – гоночная модель автомобиля с ДВС 2,5 см;
Е-3 – гоночная модель автомобиля с ДВС 5 см;
Е-4 – гоночная модель автомобиля с ДВС 10 см;
Е-5 – гоночная модель автомобиля с ДВС 3,5 см;
«Темп» - гоночная модель класса Е-2 с прямым приводом на ведущие оси колес (колесо);
К-1 – модель-копия автомобиля с ДВС 1,5 см;
К-2 – модель-копия автомобиля с ДВС 2,5 см;
б) Группа радиоуправляемых моделей, классы:
РЦБ – модель свободной конструкции с электродвигателем;
РЦЕ – модель автомобиля с электродвигателем для групповых гонок (РЦЕ-10, РЦЕ-12);
Ф-2 – модель автомобиля с закрытыми колесами для групповых гонок с ДВС 3,5 см;
ДТМ- модель дорожного автомобиля с электродвигателем ;
ДТМ –10 Стандарт -модель дорожного автомобиля с электродвигателем ;
«ТС-10 Нитро» - модель дорожного автомобиля с ДВС 2,5 см;
Багги –8 – модель автомобиля для бездорожья с ДВС 3,5 см;
Багги-10э – модель автомобиля для бездорожья с электродвигателем.
в) Группа кордовых моделей с воздушным винтом, классы:
АМ-1 – гоночная модель автомобиля с воздушным винтом (аэромобиль) с ДВС – 1, 5 см ;
АМ-2 – гоночная модель автомобиля с воздушным винтом (аэромобиль) с ДВС 2,5 см.
АС-1 – гоночная модель с воздушным винтом (аэросани) с ДВС 1,5 см ;
АС-2 – гоночная модель с воздушным винтом (аэросани) с ДВС 2,5 см;
АК-1 – модель-копия с воздушным винтом (аэросани) с ДВС 1,5 см;
АК-2 – модель-копия с воздушным винтом (аэросани) с ДВС 2,5 см.
г) Группа трассовых моделей, классы:
- ТА-1 ( F-1) - модель-копия гоночного автомобиля с открытыми колесами М1: 32;
- ТБ-2 ( SP-32) - модель-копия современных спортивных прототипов групп С1 и С2 М 1:32;
-ТА-2 (ES-24) - модель-копия современных спортивных прототипов групп С1 и С2 М 1:24;
- ТБ -1 (G-7) - модель свободной конструкции;
- ТА-3 (G-12) - модель-копия со стандартными шасси и двигателем М 1:24;
- ТБ-3 (Intern-32) - модель-копия со стандартным шасси и двигателем , М 1:32.
Глава 11. Общие требования
11.1. Все модели, представленные на соревнования, должны соответствовать техническим требованиям, представленными настоящими Правилами.
11.2. Модели всех классов, участвующих в ходовых испытаниях, должны иметь привод на колеса (колесо) или воздушный винт.
11.3 Модели должны иметь не менее четырех параллельно расположенных колес. Колеса и шины одной оси должны быть одинаковой формы и диаметра. Колеса в плане должны быть расположены в виде прямоугольника или равнобедренной трапеции симметрично продольной оси модели. В демонтированном состоянии каждое колесо должно выглядеть законченным.
Модели аэросаней могут иметь три лыжи или конька, расположенные в виде равнобедренного треугольника симметрично продольной оси модели.
11.4. Шины колес должны быть изготовлены из резины или материала, не уступающего ей по эластичности.
11.5. На модели наносят следующие обозначения: принадлежность к региону (флаг, герб или буквы), номер.
11.6. Модели могут быть снабжены следующими двигателями: резиновым, электродвигателем, двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
11.7. Выпуск отработанных газов ДВС не должен быть направлен непосредственно вниз, т.е. на дорожку.
11.8. Рабочий объем у поршневых двигателей внутреннего сгорания определяется по следующим параметрам.
D - диаметр цилиндра в мм.
H – ход поршня в мм. H=В-А
число Пи - 3.14159
В – расстояние от обреза гильзы до положения поршня в нижней мертвой точке ;
А – расстояние от обреза гильзы до положения поршня в верхней мертвой точке ;
Все параметры замеряются с точностью до 0, 01 мм
Примечание. На многоцилиндровых ДВС замеряется объем каждого цилиндра, после чего объемы суммируются. Округление результатов производится только после суммирования.
11.9. Рабочий объем двигателя считается в см.куб.
1,5 см.куб. - до 1,5
2,5 см.куб. - свыше 1,5 до 2,5
3,5 см .куб. - свыше 2,5 до 3.5
5.0 см.куб. - свыше 3.5 до 5.0
10.0 см.куб. – свыше 5.0 до 10.0
Максимальное превышение кубатуры – 0,009 см для всех классов моделей.
СОРЕВНОВАНИЯ
Глава 27. Виды соревнований.
27.1. Соревнования кордовых моделей на кордодроме или на льду по кругу на быстрейшее прохождение дистанции и «Ралли»
27.2. Соревнования радиоуправляемых моделей класса РЦЕ на быстрейшее прохождение трассы слалома.
27.3. Групповые соревнования радиоуправляемых моделей на специальных трассах.
27.4. Соревнования трассовых моделей.
Примечание: соревнования по автомодельному спорту состоят из двух этапов: технический осмотр и ходовые испытания.
Глава 28. Правила технического осмотра.
28.1. Все модели на технический осмотр представляются в завершенном виде; любые изменения в конструкцию модели после технического осмотра можно вносить только с разрешения председателя технической комиссии.
28.2. Технический осмотр проводится с целью:
проверки соответствия моделей техническим требованиям настоящих Правил;
проверки моделей на безопасность;
определение порядка стартов участников в классах (жеребьевка), порядок стартов групповых соревнований (гонок) определяется Положением о соревнованиях
28.3. Время прохождения технического осмотра моделей определяется Положением и программой соревнований.
28.4. Технический осмотр моделей и их оценка проводится в присутствии только спортсмена (без представителей, капитанов и других помощников)
28.5. В заключение технического осмотра проводится оценка эстетики изготовления моделей-копий, для чего все модели выставляются в ряд. Техническая комиссия определяет пять лучших моделей по внешнему виду, которые соответственно получают 10, 8, 6, 4, 2 поощрительных баллов ( для моделей аэросаней 5,4,3,2,1). Время проведения оценки эстетики изготовления объявляется дополнительно. Оценка проводится в отсутствие спортсменов.
28.6. результаты технического осмотра должны быть объявлены не менее чем за час до начала ходовых испытаний данного класса моделей.
Глава 29. Общие правила проведения ходовых испытаний.
29.1. Очередность стартов моделей по классам устанавливается Положением и программой соревнований.
29.2. Судейская коллегия соревнований не имеет право предоставлять участнику следующую попытку, следующую попытку, пока все участники с моделями данного класса не закончат начатую.
29.3. Если начатая попытка данного класса приостановлена более чем на час, то попытка начинается заново. Результаты, показанные до перерыва, аннулируются. Показанные рекордные результаты считаются рекордами, но не результатами соревнований.
Глава 30. Хронометраж, общие положения.
30.1. Задачей хронометража является определение, и запись зачетного времени, за которое модель прошла зачетную дистанцию.
30.2. Показания автоматической засечки или секундомера записываются только под диктовку старшего хронометриста и в строгой последовательности.
30.3. При регистрации времени с помощью автоматической засечки зачетным является показание данной засечки.
30. 4. Все результаты вносятся в личные карточки участников, на основании которых составляются протоколы соревнований.
30.5. Сведения о результатах хронометража передаются в секретариат. Предварительную информацию могут огласить главный судья, его заместитель, и судья-информатор.
IV. СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Глава 32. Общие положения.
32.1. Для проведения соревнований и определения спортивно-технических результатов формируется судейская коллегия соревнований во главе с главным судьей.
32.2. Состав судейской коллегии утверждается ФАМС в соответствии с масштабом соревнований не позднее, чем за 1 месяц до начала соревнований.
32.3. Судейская коллегия проводит соревнования, строго руководствуясь Правилами и Положением о данных соревнованиях.
32.4. Судьи данных соревнований (этапа) не могут быть одновременно их участниками или представителями команд.
32.5. Судьи обязаны быть объективными, дисциплинированными, вежливыми и требовательными к себе и участникам.
32.6. Судьи должны быть тщательно подготовленными к выполнению своих обязанностей и быть опрятно одетыми.
32.7. Взаимоотношения между судьями и участниками должны быть строго официальными и корректными; судьям категорически запрещается давать советы участникам по тактике и технике ведения спортивной борьбы или другие рекомендации, влияющие на результат.
32.8. Все судьи, пребывающие для проведения соревнований должны иметь при себе судейские билеты, в которые вносятся их должности на данных соревнованиях и оценки за проделанную работу.
32.9. Членам судейской коллегии выдаются отличительные знаки, указывающие их должность.
32.10. В состав судейской коллегии по автомодельному спорту входят: главный судья, заместитель главного судьи по спортивным вопросам, заместитель главного судьи по техническим вопросам (председатель технической комиссии), главный секретарь и секретари, старший хронометрист и хронометристы, старший хронометрист и хронометристы, технические контролеры, судья счетчик кругов, старший судья на трассе (кордодроме), судья по приему и выдаче радиоаппаратуры, судья на заправке, судья при участниках, судья-информатор, комендант соревнований, врач соревнований.
32.11. Для решения оперативных вопросов, рассмотрения протеста и утверждения спортивно-технических результатов из состава судейской коллегии выделяется главная судейская коллегия, в которую входит главный судья, его заместители и главный секретарь.
32.12. По окончании соревнований члены главной судейской коллегии должны закончить оформление протоколов соревнований и подготовить материал для отчета главного судьи, который затем передается представителю Организатора соревнований в трех экземплярах.
Глава 33. Главный судья.
33.1. Главный судья отвечает за четкую организацию, проведение соревнований.
33.2. Главный судья обязан:
изучить Положение о соревнованиях;
лично проверить до начала соревнований место проведения и готовность всех служб;
отменить полностью соревнования в данный день или перенести старт на другое время, если соревнования не будут проведены в назначенное время вследствие неблагоприятных условий, неподготовленности мест проведения и других аналогичных причин;
прервать начатые соревнования, если имеется явная угроза безопасности участников и зрителей;
провести перед началом соревнований инструктивное совещание с членами судейской коллегии, объявить о расстановке по участкам работы;
совместно с директором соревнований на основе Положения и предварительной программы соревнований разработать окончательную программу соревнований;
проводить совещание представителей, собрания участников, заседания судейской коллегии, выносить решения по протестам на заседания главной судейской коллегии, выставить оценки за судейство всем судьям, кроме коменданта и врача, объявить их на итоговом совещании;
установить порядок торжественного открытия и закрытия и награждения победителей; по окончании соревнований сдать представителю Организатора
оформленные протоколы и отчет по установленной форме, назначить за себя одного из своих заместителей в случае необходимости длительного отсутствия.
33.3. Главный судья имеет право:
внести изменения в программу соревнований, если это необходимо для предотвращения срыва соревнований и обеспечения мер безопасности; отменить решения отдельных судей, если он лично убедился в их ошибочности;
отстранить от дальнейшего участия в соревнованиях участников, совершивших поступки, несовместимые с требованиями, предъявляемыми к спортсменам и требованиям настоящих Правил;
отстранить представителей команд или капитанов от выполняемых ими обязанностей за нарушение требований настоящих Правил;
отстранить от судейства лиц, допустивших грубые ошибки или не выполняющих свои обязанности.
33.4. Если при обсуждении спорных вопросов мнения членов судейской коллегии расходятся, то право вынесения окончательного решения принадлежит главному судье.
Глава 34. Заместитель главного судьи.
34.1. Заместители главного судьи руководят порученным им участком работы. При отсутствии главного судьи выполняют его обязанности и пользуются его правами.
Заместитель по спортивным вопросам назначается только на сложных по организации и крупных по масштабу соревнованиях.
34.2. Заместитель главного судьи по спортивным вопросам:
руководит работой мандатной комиссии;
проверяет соответствие заявленных участников требованиям Положения о данных соревнованиях, наличия у них необходимых документов составляет списки участников для утверждения на заседании судейской коллегии;
по поручению главного судьи проверяет обеспечение инвентарем и бланками судейской документации;
координирует работу различных бригад судей и секретариата.
34.3. Заместитель главного судьи по техническим вопросам является председателем технической комиссии и выполняет следующие обязанности:
- организует работу технической комиссии соревнований;
проводит инструктаж судей – технических контролеров;
составляет отчет технической комиссии;
отвечает за техническое состояние места проведения соревнований и соблюдение мер техники безопасности;
осуществляет контроль за состоянием и соответствием требований Правил соревнований кордовых нитей и другого оборудования;
контролирует составление и выдачу топливных смесей, проверяет качество исходных компонентов для составления топлива;
проводит необходимые замеры при установлении рекордов;
проводит повторные замеры и осмотр при появлении такой необходимости.
Глав 35. Главный секретарь, секретари.
35.1. Главный секретарь подчиняется главному судье, а при его отсутствии лицу, его заменяющему.
35.2. Главный секретарь руководит работой секретариата и отвечает за организацию его работы, за правильный и своевременный подсчет результатов соревнований; в отсутствие заместителя главного судьи по спортивным вопросам руководит работой мандатной комиссии.
35.3. Главный секретарь обязан:
на основании данных технической комиссии составить окончательный список участников, допущенных к стартам по классам и группам;
контролировать правильность записей и подсчетов в стартовой документации;
принимать протесты, поступающие на имя главного судьи и немедленно докладывать о них главному судье;
по окончании соревнований
оформить протоколы и сообщить представителю Организатора, фамилии участников и
наименования команд, подлежащих награждению;
в ходе соревнований сообщать судье-информатору, представителям прессы, радио и
телевидения предварительные результаты;
по окончании соревнований оформить отчет о соревнованиях и представить его главному судье.
35.4. Секретари работают по указанию главного секретаря, как в секретариате, так и в составе различных бригад.
35.5. Секретари ведут и обрабатывают протоколы соревнований и личные карточки участников, в том числе материалы хронометража, технической комиссии и счета кругов. Записи должны вестись аккуратно, без помарок; все исправления должны подтверждаться лицом, внесшим их.
35.6. Результаты каждой серии заездов или попытки должны быть вывешены не позднее, чем через час после их окончания в специально отведенном для этого месте.
Глава 36. Техническая комиссия и технические контролеры.
36.1. Техническая комиссия работает под руководством заместителя главного судьи по техническим вопросам – председателя технической комиссии. Члены технической комиссии назначаются главным судьей (из числа наиболее технически подготовленных судей).
36.2. Судья – технический контролер обязан:
провести технический осмотр порученного ему класса моделей на соответствие требованиям настоящих Правил и составить протокол;
провести оценку и внести в протокол поощрительные баллы за качество изготовления и подобие кордовым и радиоуправляемым моделям-копиям;
провести по указанию председателя технической комиссии повторные замеры моделей;
обо всех изменениях, внесенных в модели участников, докладывать председателю технической комиссии; следить за сохранностью стартового оборудования.
Глава 37. Старший судья-хронометрист и судьи - хронометристы.
37.1. Старший судья-хронометрист подчиняется главному судье и его заместителям.
37.2. Старший судья-хронометрист отвечает за правильность определения времени, затраченного моделью каждого участника на прохождение дистанции и времени, затраченного на выход и работу на старте.
37.3. Старший судья-хронометрист обязан:
до начала соревнований проверить наличие приборов для определения времени, их исправность, и соответствие точности хода требованиям настоящих Правил;
провести инструктаж о порядке ведения хронометража с судьями – хронометристами;
в ходе соревнований постоянно контролировать работу судей-хронометристов;
сообщать судье-секретарю, ведущему протокол, зачетное время, затраченное моделью для прохождения дистанции;
подавать предупредительные команды о начале отсчета времени.
37.4. Судья-хронометрист работает под руководством старшего судьи-хронометриста.
37.5. Судья – хронометрист отвечает за правильность определения промежутка времени, затраченного на прохождение моделью дистанции.
37.6. Судья-хронометрист сообщает показания своего секундомера только старшему судье-хронометристу.
37.7. Сброс показаний и установка в исходное положение выполняются только по команде старшего судьи-хронометриста.
37.8. на одного из хронометристов возлагаются обязанности контроля времени выхода моделиста на трассу (кордодром), начала и продолжительности попытки.
Глава 38. Судья – счетчик кругов.
38.1. Судья-счетчик кругов подчиняется главному судье и его заместителям.
38.2. Судья - счетчик кругов обязан:
заранее подготовить протоколы и карточки счета кругов и личные карточки участников;
предупреждать старшего судью на трассе об окончании времени заезда и моделях, пошедших на последний круг;
по окончании заезда проверить, подписать и сдать секретарю протоколы счета кругов для занесения результатов в стартовые протоколы.
Глава 39. Старший судья на трассе (кордодроме) и судья на трассе (кордодроме)
39.1. Старший судья на трассе (кордодроме) подчиняется главному судье и его заместителям.
39.2. Старший судья на трассе (кордодроме) обязан:
заблаговременно проверять готовность трассы (кордодрома) и стартового оборудования к соревнованиям и обо всех замечаниях сообщать главному судье;
руководить проведением разметки трассы и замером ее протяженности, после чего составить акт замера трассы по установленной форме;
следить за состоянием кордовых нитей и соответствием их требованиям настоящих Правил;
обеспечить своевременную замену кордовых нитей;
следить за чистотой и состоянием покрытия трассы (кордодрома) и ограждения;
следить за порядком на трассе;
организовать официальные тренировки и обеспечить соблюдение мер безопасности на них;
при проведении групповых гонок находиться в зоне «старт-финиш» и докладывать старшему счетчику кругов о моделях, совершивших фальш-старт;
следить за правильностью прохождения моделями трассы, фиксировать все ошибки и сообщать о них старшему счетчику кругов или старшему хронометристу;
снять с заезда модель, представляющую повышенную опасность.
39.3. Отмашкой флага обозначает старт и финиш модели.
39.4. Имеет право предупредить участника заезда за опасную езду и некорректное ведение гонки, а за повторное нарушение - снять с заезда.
39.5. Судьи на трассе работают под руководством старшего судьи, следят за правильным прохождением моделями порученных им участков трассы и сообщают ему обо всех нарушениях.
Глава 40. Судья по приему и выдаче радиоаппаратуры.
40.1. Судья по приему и выдаче радиоаппаратуры подчиняется старшему судье по трассе. Судья по приему и выдаче радиоаппаратуры обязан:
проверить место хранения радиопередатчиков;
подготовить списки очередности выдачи радиопередатчиков по классам и группам;
подготовить комплект номеров для наклейки на передатчики и для вручения участникам;
в установленном порядке собирать и выдавать передатчики;
сообщать старшему судье на трассе об участниках, не сдавших своевременно радиопередатчики.
40.2. Судья по приему и выдаче радиоаппаратуры несет ответственность за наличие и сохранность сданных радиопередатчиков.
Глава 41. Судья на заправке.
41.1. Судья на заправке подчиняется заместителю главного судьи по техническим вопросам.
41.2. судья на заправке отвечает за качественную подготовку топливных смесей, наличие их в пункте заправки в период проведения тренировок и заездов в достаточном количестве и своевременную заправку моделей участников.
41.3. Судья на заправке обязан;
подготовить списки участников по классам и проводить в них отметку заправки моделей перед стартом;
проверить наличие оборудования для заправки и его чистоту;
при работе с топливными смесями следить за выполнением мер техники безопасности и противопожарной безопасности;
перед заправкой модели топливом убедиться в отсутствии его в баке модели и проследить за правильностью заправки модели.
41.1 Судья на заправке имеет право потребовать промыть заправочную колбу и бак модели.
Глава 42. Судья при участниках.
42.1. Судья при участниках подчиняется главному судье и его заместителям.
42.2. Судья при участниках обязан:
организовать контроль за прибытием участников к месту проведения соревнований;
организовать построение участников на парады открытия и закрытия соревнований;
заранее оповестить спортсменов, назначенных на подъем и спуск флага соревнований;
обеспечить своевременный выход спортсменов на старт.
41.3. Судья при участниках контролирует выполнение участниками требований настоящих Правил и распорядка дня соревнований, обо всех нарушениях докладывать главному судье.
Глава 43. Судья – информатор
43.1. Судья-информатор подчиняется главному судье и его заместителям.
43.2. Судья – информатор отвечает за правильность, полноту и своевременность информации для участников и зрителей. Информация должна содержать сведения об условиях проведения соревнований, ходе спортивной борьбы и результатах.
43.3. Судья – информатор обязан:
хорошо знать настоящие Правила и Положение о соревнованиях и уметь довести их смысл до зрителей;
знать результаты рекордов по состоянию на настоящее время, фамилии победителей соревнований прошлых лет и их результаты;
вести информацию во время соревнований, своевременно сообщая о лучших результатах;
объявить о принятии старта и финише;
вызвать на старт очередного участника (группу участников);
объявлять распоряжения судейской коллегии по ходу соревнований
43.. При вызове на старт судья – информатор называет фамилию участника, организацию, которую он представляет, его стартовый номер или номер места на старте в группе (номер дорожки).
Глава 44. Комендант соревнований
44.1. Комендант соревнований подчиняется главному судье.
44.2. Комендант соревнований отвечает за подготовку мест соревнований к стартам.
44.3. Комендант соревнований организует уборку мест соревнований, промывку трасс, обеспечивает охрану мест проведения соревнований и стартового оборудования.
44.4. В распоряжение коменданта назначается необходимое число помощников (комендантская команда).
Глава 45. Врач соревнований.
45.1. Врач соревнований входит в состав судейской коллегии.
45.2. Врач соревнований обязан:
проверить наличие у участников медицинских документов и правильность их заполнения;
осуществить врачебное
наблюдение за участниками в процессе соревнований;
обеспечить медицинскую помощь пострадавшим или заболевшим участникам;
Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований при проведении соревнований, а также при организации питания и общежитии.
Трассовые модели.
Глава 68. Общие требования.
68.1. Каждый спортсмен имеет право участвовать во всех классах моделей; в командном зачете – только в одном классе.
68.2. При одинаковых результатах у двух или более спортсменов, личные места определяются по их второму лучшему времени круга и т. д.
68.3. Стартовый взнос.
Величина стартового взноса назначается организаторами соревнований. Сумма стартовых взносов распределяется следующим образом:
25 % - фонд организаторам соревнований
75% - фонд награждения.
68. 4. Распределение фонда награждения для юношеских соревнований:
место |
1 |
2 |
3 |
Lap-Time |
% |
50 |
25 |
15 |
10 |
68.5. Распределение фонда награждения для смешанных соревнований:
место |
1 |
2 |
3 |
Lap-Time |
Общий зачет |
35% |
17.50% |
10.50% |
7% |
Юношеский зачет |
15% |
7,50% |
4,50% |
3% |
Глава
69. Общие требования к моделям.
69.1. Все модели, представленные на соревнования должны соответствовать техническим требованиям, предъявленными настоящими Правилами.
69.2. В модель устанавливается один микродвигатель постоянного тока с постоянными магнитами.
69.3. Направляющий флажок – один, стандартного типа, длиной не более 25 мм.
69.4. Кузов модели должен полностью закрывать шасси при виде сверху (кроме ТА-1), иметь окрашенный салон (кроме ТБ-1), трехмерного водителя с головой, плечами, руками и сегментом руля в соответствующем масштабе (кроме ТБ-1). Никакая часть шасси и трасса не должна быть видна через остекление и приборы внешнего освещения.
69.5. Кузов модели должен быть окрашен полностью и качественно не менее чем в два цвета. В кузовах с закрытым салоном все стекла салона должны быть прозрачными по всей площади.
69.6. Кузов должен фиксироваться на шасси при помощи 4-х гвоздиков или 2 скобок. Головки гвоздиков или скобы крепления кузова могут выступать за габаритную ширину модели. В моделях ТА-3 и ТБ-3 разрешается к шасси припаивать трубки в штатные отверстия для булавок крепления кузова.
69.7. Ниши передних колес должны быть прозрачными или вырезанными (кроме ТА-1). Нижняя кромка кузова может быть проклеена «скотчем» за исключением ниш передних колес.
69.8. Допускается заявка 2-х одинаковых кузовов с одинаковой окраской. В ТБ-1 допускаются кузова различных модификаций одинаковой окраски.
69. 9. Запрещается замена шасси модели в течение соревнований.
69.10. Запрещается применение стальных шестерен на оси ведущих колес.
69.11. Шины передних колес должны быть выполнены из резиноподобного материала или пластика черного цвета.
69.12. Передние колеса должны быть установлены вертикально, кроме ТБ-1. Все четыре колеса должны быть видны при виде сбоку и снизу модели (кроме ТБ-1).
69.13. Во время соревнований допускается потеря передних колес (кроме ТА-1), но перед началом следующей серии заездов модель должна быть восстановлена.
Глава 70. Класс ТА-1 (F-1)
70.1. Модель класса ТА-1 (F-1) воспроизводит в масштабе 1:32 гоночный автомобиль, участвовавший в Чемпионате мира «Формула-1» в течение последних 10 лет.
70.2. Габаритные размеры модели:
ширина, не более 68 мм;
ширина кузова и шасси по боковинам, не более 52 мм;
для боковин, не более 68 мм;
ширина передней части шасси и кузова (исключая антикрыло) и ширина задней части шасси позади боковин (включая стойки заднего моста), не более 34 мм;
расстояние от оси вращения направляющего флажка до центра задней оси, не более 110 мм,
угол между задней осью модели и осью двигателя – 90 3
70.3. Колеса передние:
ширина - 4 10 мм;
диаметр, не менее 14 мм;
Колеса задние:
- ширина - 12 16 мм;
диаметр, не менее 15 мм.
70.4. При потере переднего колеса можно продолжать движение модели не более одного круга.
70.5. Клиренс модели под задней осью на квалификации и на старте каждой серии заездов должен быть не менее 0,8 мм. Клиренс в передней части модели измеряется по схеме №1.
70.6. Конструкция шасси без ограничений.
70.7. Двигатель без ограничений
Глава .71. Класс ТА-2 (ES- 24)
71.1. Модель класса ТА-2 (ES-24) воспроизводится в масштабе 1:24 ; современный спортивный гоночный прототип группы С1,С2,.WSC.
71.2. Габаритные размеры модели:
длина (А), не более 177,8 мм;
ширина, не более 88мм;
высота по верху антикрыла (D), не более 38,1 мм;
высота по кабине (дуге безопасности), не менее 25, 4 мм;
расстояние от оси вращения направляющего флажка до центра задней оси, не более 125 мм;
передний вертикальный край кузова, не менее 1 мм.
Измеряются также размеры по схемам №2 и №3.
В, не более – 66 мм;
С, не более - 25,4 мм;
Е, не менее – 15,2 мм;
F, не менее 25,4 мм.
Все замеры производятся на готовой к старту модели.
71.3. Колеса передние:
ширина, не менее 1,0 мм;
диаметр, не менее 12,7 мм.
Колеса задние:
ширина, не более 20,7 мм;
диаметр, не менее 15 мм.
71.4. Клиренс модели под задней осью на квалификации и на старте каждой серии заездов должен быть не мене 0,8 мм.
71.5. Конструкция шасси – без ограничений.
71.6. Двигатель - без ограничений
Глава 72. Класс ТБ-1 (G-7)
72. 1. Модель класса ТБ-1 (G-7) – модель свободной конструкции.
72.2. Габаритные размеры модели:
-длина, не более 200мм;
-ширина, не более 83 мм.
72.3. Допускается оснащение аэродинамическими устройствами (антикрыло, спойлер, интерцептор). Высота интерцепторов от полотна трассы не более 63,5 мм над задней осью и не более 50,8 мм вперед модели от задней оси (схема №4). Длина спойлера максим. 13 мм. Передние углы спойлера должны быть закругленными.
72.4. Передние кромки интерцепторов, в целях безопасности, должны быть оклеены липкой лентой типа «скотч».
72.5. Интерцепторы и аэродинамический тормоз (заднего расположения- должны быть прозрачными. Допускается нанесение деколей и меток.
72.6. Колеса передние:
диаметр, не мене – 12,7мм;
ширина, не менее, - 1,0 мм.
Колеса задние:
диаметр без ограничений;
ширина, не более – 20,7 мм.
72.7. Клиренс модели по шасси на квалификации и старте каждой серии заездов должен быть не менее 1,0 мм.
72.8. Конструкция шасси – без ограничений.
Глава 73. Класс ТБ-2 (SP – 32)
73.1. Модель класса ТБ-2 (SP-32) воспроизводит в масштабе 1:32 современный спортивный гоночный прототип группы С1,С2, WSC.
73.2. Габаритные размеры модели:
длина (А), не более – 152,4 мм;
ширина, не более – 64 мм;
высота по верху антикрыла (D), не более 32,5;
высота по кабине (дуге безопасности) (F), не менее 21,6 мм;
расстояние от оси вращения направляющего флажка до центра задней оси, не более 105 мм;
передний вертикальный край кузова, не менее 1 мм.
Измеряются также размеры по схемам №2 и №3.
В, не более –44мм;
С, не более - 21,6 мм;
Е, не менее – 13,0 мм;
F, не менее – 21,6 мм.
Все замеры производятся на готовой к старту модели.
73.3. Колеса передние:
ширина, не менее – 1,0 мм;
диаметр, не менее – 12,7мм.
Колеса задние:
ширина, не более – 16 мм;
диаметр, не менее – 15 мм.
73.4 Клиренс модели по шасси на квалификации и на старте каждой серии заездов должен быть не менее 0,8 мм.
73.5. Конструкция шасси без ограничений.
73..6. Двигатель без ограничений.
Глава 74. Класс ТА-3 (G-12)
74.1. Модель класса ТА-3(G-12) воспроизводит в масштабе 1:24 копии современных спортивных автомобилей с закрытым кузовом, которые участвуют в Чемпионатах по шоссейно-кольцевым гонкам (DTM, NASKAR, и т.п.), ралли, ралли-рейдам.
74.2. Габаритные размеры модели:
длина (А), не более 177,8 мм;
ширина, не более – 83 мм;
высота по антикрылу (D), не более – 38,1 мм;
высота по кабине (F), не менее 27,9 мм.
Также измеряются размеры по схеме № 5,
С, не более – 25,4 мм;
Е, не менее – 15,2 мм.
Все замеры производятся на готовой к старту модели; передний вертикальный край кузова не менее 1 мм.
74.3. Шасси, разрешенные Федерацией трассового моделизма России.
Flexi Car (Parma\PSE, 588);
Flexi -2 (Parma\PSE, 595);
Flexi - 3 (Parma\PSE, 601;
Eurotoy;
АДИП «Смена»
Допускаются для использования шасси, утвержденные при проведении Чемпионатов мира ISRA. Список шасси может быть расширен. Уменьшение и изменение шасси запрещается.
74.4. Двигатели, разрешенные Федерацией трассового моделизма России для использования в соревнованиях в классе ТА-3 (G-12) на территории России
- Mura Outlaw Group 12 (Parma \ PSE, 455),
Proslot X –12:
Parma 16D (Parma \PSE, 500, 500S, 458, 464, 464S);
Parma Super 16 D (Parma\ PSE, 502, 502S, 461);
Parma Death Star (Parma\ PSE, 501, 501S)
PSE Blueprinted 16D (Parma\ PSE, 72000);
PSE Blueprinted Death Star 16 D (Parma\ PSE, 72001).
Также допускаются двигатели, утвержденные при проведении Чемпионатов мира ISRA.
В двигателях группы G-12 разрешено применение роторов: 12, Х12, Х 12+.
В двигателях группы 16 D разрешено применение роторов по каталогу Parma\ PSE группы 16 D.
Список двигателей может быть расширен по решению Федерации трассового автомоделизма России.
В двигателях разрешены только следующие изменения: замена щеток и пружин, установка дублирующих проводов от щеток, проклейка магнитов (без изменения зазоров между магнитами и ротором), уменьшение осевого люфта ротора и установка шарикоподшипников.
74.5. Колеса передние:
ширина, не менее – 1,0 мм;
диаметр, не менее – 12,7 мм.
Колеса задние:
ширина, не более 20,7 мм;
диаметр – без ограничений.
Колея передних колес должна быть не менее 72 мм.
На некоторых соревнованиях разрешено вводить стандарт на резину задних колес по усмотрению организаторов соревнований.
74.6. Клиренс модели под задней осью на квалификации и на старте каждой серии заездов должен быть нет менее – 0,8 мм.
74.7. Минимальный диаметр передней оси – 1,0 мм.
Задней оси – 2,36 мм.
Расстояние от верха задней оси до низа шасси не менее 9,0 мм.
74.8. Допустимые доработки модели:
грузы разрешается крепить только клеем и только к верхней поверхности шасси;
передние колеса разрешается припаивать к оси, а ось припаивать к шасси;
разрешается паять двигатель к шасси (винты необязательны) одним из следующих способов:
а) трубка или проволока (может быть соответственно согнута) используется для того, чтобы припаять двигатель к шасси; длина проволоки (трубки) не более 10 мм, диаметр не более 2,5 мм;
б) проволока, изогнутая в виде «Z», диаметр не более 1,6 мм (рис.1);
укрепить задний мост одним из следующих способов:
а) проволока, согнутая в виде « « , припаивается позади оси к внутренним сторонам стоек. Диаметр проволоки не более 1,6 мм (рис.2);
б) трубка припаивается к подшипникам скольжения (рис.3)
74.9. Запрещается применение подшипников качения в шасси.
Глава 75 Класс ТБ-3 (International-32)
75.1ю Модель класса ТБ-3(International-32) воспроизводит в масштабе 1:32 современные спортивные автомобили с закрытым кузовом, которые участвуют в Чемпионатах по ралли, ралли-рейдам и шоссейно-кольцевым гонкам (DTM, NASKAR и т.п.)
75.2. Габаритные размеры модели:
- длина, не более - 160 мм;
- ширина, не более - 64 мм.
Передний вертикальный край кузова не мене 1,0 мм.
75.3. Шасси, разрешенные Федерацией трассового моделизма России для использования в соревнованиях в классе ТБ-3 (G-12) на территории России:
- WOMP - WOMP, 1\32(Parma PSE, # 572,#573);
- FLEXI-WOMP, 1\32( Parma PSE);
- International-32, (Parma PSE, # 420D, #575);
-Eurotoy International-32.
Допускаются для использования шасси, утвержденные при проведении Чемпионатов мира ISRA/Уменьшение и изменение формы шасси и стандартных комплектующих по каталогу “Parma PSE” - запрещается.
75.4. Двигатели, разрешенные Федерацией трассового моделизма. в классе ТБ-3 на территории России:
- Parma -16D,( Parma PSE,#500, # 500S, #458, # 464, # 464S)
Parma Super 16D, (Parma PSE,# 502, #502S, # 461)
Parma Death Star (Parma\PSE, # 501, #501S)
PSE Blueprinted 16D (Parma PSE,#72000)
PSE Blueprinted Death Star 16D (Parma PSE, # 72001)
В двигателях группы 16D разрешено применение роторов по каталогу Parma\PSE группы 16 D (#500A, #501A, #500T,#501T,#502AU, #502T,#502TU, #72004, #72004U, #72005, #72006, #72012,#72007, #72008, #72011, #462, #462T, #462A,#463B, #468, #468T, #469.
Список двигателей и роторов, разрешенных к применению в соревнованиях по ТБ-3, может быть расширен по решению Федерации трассового моделизма России.
Также допускаются двигатели, утвержденные при проведении Чемпионатов мира ISRA.
В двигателях разрешаются только следующие изменения: замена щеток и пружин, установка дублирующих проводов и щеток, проклейка магнитов (без изменения зазоров между магнитами и ротором), уменьшение осевого люфта ротора и установка шарикоподшипников.
75.8. Колеса передние:
- ширина, не менее - 1,0 мм;
- диаметр, не менее- 12,7 мм.
Колеса задние:
- ширина, не более - 16 мм;
- диаметр - без ограничений.
Колея передних колес должна быть не менее 52 мм.
на некоторых соревнованиях разрешено вводить стандарт на резину задних колес по усмотрению организаторов соревнований.
75.6. Клиренс модели под задней осью на квалификации и на старте каждой серии заездов должен быть не менее 0,8 мм.
75.7. Минимальный диаметр передней оси - 1,0 мм; минимальный размер задней оси -2,36 мм; расстояние от верха задней оси до низа шасси не менее 9,0 мм.
75.8 Допустимые доработки модели:
- грузы разрешается крепить только клеем и только к верхней поверхности шасси;
- передние колеса разрешается припаивать к оси, а ось припаивать к шасси;
- разрешается паять двигатель к шасси (винты необязательны);
- разрешается усиление задней части шасси модели пайкой стальной проволоки диаметром не более 1,2 мм.
75.9. Запрещается применение подшипников качения в шасси.
Глава 76.
76.1. Регистрация новых конструкций шасси в классах моделей ТА-3 (G-12), и ТБ-3 (International-32) разрешено применение шасси, изготовление из непружинного металла методом штамповки. Конструкции шасси должны включать в себя не более двух основных деталей:
- центральная часть со стойками (заднего моста, крепления двигателя, направляющего флажка), деталями сочленения с боковинами, ограничителями хода боковин вверх - выполненная как единая деталь;
- боковины “грузы”, выполненные в форме одной детали с одной или с двумя перемычками, с деталями сочленения с центральной частью, деталями крепления кузова с помощью скобок стандартного типа.
Стойки переднего моста могут располагаться либо на боковинах, либо на центральной части.
76.2. Изготовители, желающие зарегистрировать новую конструкцию шасси собственного производства в классах моделей ТА -3 (G-12) и ТБ -3 (International-32) для использования в соревнованиях на территории России, должны выполнить следующие условия:
а) представить в Федерацию трассового моделизма подробные чертежи шасси в масштабе 2:1 и три шасси - эталона;
б) партия шасси (включая шасси-эталоны) должна быть не менее 50 штук;
в) идентичность всех 50 изделий по конструкции и по материалу, подтвержденная соответствующим заключением Федерации;
г) стоимость набора деталей шасси (центральная часть, боковины и детали их сочленения) должен быть не более 15 условных единиц.
76.3. Новую конструкцию шасси разрешается использовать только после регистрации и включении ее в Положение о предстоящих соревнованиях.
Глава 77. Механики (маршалы).
77.1. Механиком является спортсмен, выступающий в данном классе моделей. При малом числе участников в классе судья может назначить механиков дополнительно.
77.2 Обязанностью механика является установка моделей, сошедших со своей дорожки, на закрепленном за ним участке трассы. Механик должен выбрать оптимальную позицию на закрепленном участке трассы.
77.3. Участник соревнований, закончивший последний заезд своей группы, обязан стать механиком на поворот трассы с номером, соответствующим номеру дорожки, на которой спортсмен заканчивал выступление в данной серии заездов.
77.4. Заезд может быть остановлен в случае схода модели со своей дорожки на прямой в зоне гонщиков, под мостом, на пол под трассу, при попадании модели на другую дорожку.
Спортсмен или механик просит об остановке заезда только словом “Трек”. Каждый незаконный запрос будет наказываться штрафом 5 кругов.
СОРЕВНОВАНИЯ.
Глава 77. Проведение технического осмотра.
77.1. Технический осмотр проводится с целью проверки соответствия моделей техническим требованиям настоящих Правил.
77.2. Все модели на технический осмотр представляются полностью подготовленными к заездам.
77.3. Технический осмотр модели проводится в присутствии спортсмена.
77.4. Модели, не прошедшие технический осмотр, к участию в заездах не допускаются.
77.5. При проведении технического осмотра шасси и кузов маркируются краской. На моделях G-12 и International-32 на шасси пишется фамилия участника.
Глава78. Квалификационные заезды (lap-time)
78.1. Очередность заездов определяется жеребьевкой.
78.2. Продолжительность заезда - 1 мин. (для ТБ-1-2 мин.) Зачет проводится по лучшему кругу, пройденному по любой дорожке, кроме крайних. При равенстве лучших результатов квалификационных заездов у двух и более спортсменов, места определяются по их лучшему второму, третьему и т. д. времени круга.
78.3. При неявке участника на старт в порядке очереди, он автоматически переводится на повторный заезд. При неявке на повторный заезд, участник получает зачет по результатам первого заезда. В случае неявки на оба заезда, участник занимает последнее место в квалификационных заездах.
Глава 79. Проведение соревнований.
79.1. Процесс соревнования (заезд) заключается в прохождении моделью по дорожке трассы возможно большей дистанции за определенное время. Продолжительность заезда определяется Положением о соревнованиях и может составлять 2,3, 5 и более минут.
79.2. В течение заезда допускается замена любой части модели, кроме шасси и кузова. За нарушение - результат заезда аннулируется.
79.3. Группы участников и номера дорожек определяются по результатам квалификационных заездов. Каждая группа участников проводит серию заездов. В первой стартовой группе участвуют спортсмены, показавшие худшие результаты в квалификационных заездах. Участники, показавшие лучшие результаты в квалификационных заездах, сразу выходят в полуфинал и формируют половину сильнейшей стартовой группы. Неполные стартовые группы в предварительных звездах формируются из слабейших участников.
Количество финалистов равно числу дорожек на трассе; количество полуфиналистов - удвоенному числу дорожек; количество четверть финалистов - учетверенному числу дорожек.
Предварительные заезды проводятся в том случае, если количество участников превышает число четверть финалистов.
После проведения предварительных заездов, проводится общая сортировка результатов (вне зависимости от групп) и участники, показавшие лучшие результаты, переходят в четвертьфинальные заезды.
После проведения четвертьфинальных заездов, проводится общая сортировка результатов (вне зависимости от групп) и участники, показавшие лучшие результаты, переходят в полуфинальные заезды с учетом группы спортсменов, попавших в полуфинал по результатам квалификационных заездов.
После проведения полуфинальных заездов, проводится общая сортировка результатов (вне зависимости от групп) и участники, показавшие лучшие результаты, переходят в финальные заезды.
79.4. Старт заезда дается по истечении одной минуты после вызова группы участников. За это время спортсмены должны поставить модель в зону старта и подключить контроллер к пульту. Спортсмен, вовремя не явившийся на старт, ставит модель и подключается к пульту в ходе заезда. Перед стартом первого заезда серии, участникам дается «пробная минута», в течение которой проводится тренировочный заезд и настройка контроллера.
79.5. Заезды разделяются паузами по продолжительности равными заездам. В течение паузы судья-информатор фиксирует результаты, а спортсмены переставляют модели на другую дорожку и переключают контроллеры. Смена дорожек проводится в следующей очередности:1-3- 5 – 6 – 4 - 2 (для 6-ти дорожек); 1-3 - 5- 7 – 8 – 6- 4 – 2 (для 8-ми дорожек). Старт следующего заезда дается по команде судьи-информатора.
79.6. Во время заезда участник имеет право снять модель с трассы для устранения неисправностей. Если дефект устранен на месте поломки, модель устанавливается на место, с которого была взята. В случае устранения неисправности в другом месте, модель устанавливается после зоны датчиков. Если модель не установлена на трассу до конца заезда, то в зачет идет целое количество кругов, пройденных до ее снятия.
79.7. Модель, сошедшую с трассы, может установить механик или сам спортсмен. Модель, послужившая причиной столкновения, устанавливается последней.
В случае неуправляемого перемещения модели с одного участка трассы на другой, она устанавливается на свою дорожку в том месте, где она в данный момент находится. При прохождении модели мимо датчиков счета кругов, результат не корректируется, и модель устанавливается после датчиков счета кругов. В случае падения модели с трассы, она устанавливается на то место, откуда она упала.
79.8. По окончании серии заездов модели должны оставаться на трассе. Модель может быть взята технической комиссией на проверку. Снимать модели по окончании серии заездов разрешается только по сигналу судьи – информатора.
79.9. В классах моделей промышленного изготовления (G-12, International – 32) соревнования проводятся по системе «спринт» или длительные. В системе «спринт» по результатам квалификационных заездов все участники распределяются по стартовым группам, которые участвуют в финальных заездах.
79.10. При проведении соревнований в классах G-12, International – 32, после проведения техосмотра все модели поступают в закрытую зону. Участники получают свои модели при вызове на старт и по окончании заездов последней стартовой группы.
Глава 80. Взыскания.
80.1. Если клиренс модели менее допустимого размера, к участнику применяются следующие санкции:
нарушение обнаружено в течение заезда – штраф 10 кругов;
нарушение обнаружено после заезда – штраф 10% от общего результата; при повторном нарушении в течение заезда – результат заезда аннулируется.
Во время технического осмотра проводится маркировка шасси и кузова наклейкой и несмываемой краской.
80.2. При утере детали допускается движение модели не более одного круга. При нарушении – штраф 10 кругов; при повторном нарушении результат заезда аннулируется.
80.3. Липкий слой на поверхности трассы может изменяться только судьями за исключением класса ТБ-1 (G-7). За нарушение штраф:
в первый раз – 505 стартового взноса;
вторично – 100% стартового взноса;
далее результат аннулируется.
80.4. За нарушение П.4.3.6. участник наказывается:
в первый раз - - 50% стартового взноса;
вторично – 100% стартового взноса и 20 кругов;
- далее результат аннулируется.
80.5. За неявку механика и за нарушение режима закрытой зоны участник наказывается:
в первый раз – 50% стартового взноса и 10 кругов;
вторично – 10% стартового взноса и 20 кругов;
- далее результат аннулируется.
80.6. Штраф поступает в фонд награждения.
80.7. Замена механика производится только с разрешения главного судьи. В случае неявки результат аннулируется.
Глава 81. Требования к трассам.
81.1. Трасса – специальное сооружение, обеспечивающее управляемое движение модели.
81.2. В комплекс оборудования автомодельной трассы входят следующие части:
полотно трассы;
блок питания;
блок подключения контроллеров;
таймер;
счетчик кругов.
81.3. Трасса для соревнований должна иметь от 4 до 8 дорожек и длину не менее 20 метров. Конфигурация трассы – произвольная. Поверхность полотна должна быть ровной, гладкой. Трасса должна хорошо просматриваться с того места, где размещаются участники заезда. Для проведения Всероссийских соревнований трасса должна иметь 8 дорожек и длину не менее 35 метров.
82.4. Направляющий паз между токопроводящими шинами должен быть шириной не менее 3 мм и глубиной не менее 8 мм. Токопроводящие шины должны быть шириной 10 2 мм. Ширина дорожки для одной модели должна быть постоянной по всей длине оси и составлять не менее 100 мм. Пересечение дорожек на одном уровне не допускается. Радиус поворота внутренней дорожки должен быть не менее 250 мм.
82.5. Борта трассы располагаются на расстоянии не менее 150 мм от осевых линий крайних дорожек. Высота борта на прямых участках не мене 30 мм. На поворотах высота борта должна быть увеличена. Поверхность бортов должна быть гладкой и непрерывной.
82.6. Источник питания трассы – кислотный аккумулятор, напряжение 12В. Для проведения соревнований трасса должна быть обеспечена двумя сменными аккумуляторами. Аккумулятор должен обеспечивать минимальную силу тока на каждой дорожке не менее –15А. Левая, по направлению движения, токонесущая шина должна иметь положительную (+) полярность.
82.7. Схема, цифровое и цветовое обозначение клемм питания трассы и мест подключения контроллера показаны на рис.4.
82.8. Трасса должна быть оборудована системой счета кругов и таймером с регулировкой продолжительности заездов в пределах: 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 минут, счетчиком времени прохождения круга, начиная от линии старта. Цифры наносятся на полотно трассы. Дорожки обозначаются цифрами.
82.9. Для улучшения сцепления резины колес с полотном трассы, на поверхность необходимо наносить липкий слой специальной мази фирм “PARMA” или “KOFORD”, или состоящий из подобранной опытным путем смеси жидкой лыжной мази и вазелина. Нанесение липкого слоя на трассу производится только судьями перед началом заездов или по мере необходимости.
82.10. В классе моделей ТБ-1 (G-7) допускается изменение липкого слоя своей дорожки участниками соревнований перед заездом. Намазка может сниматься чистой сухой тканью и может наноситься только на поворотах и зонах в 30 см перед входом в поворот.
82.11. Контроллеры свободной конструкции. Длина провода для подключения контроллера не более 1 м. Запрещается использование накопителей энергии в моделях и контроллерах. Запрещается использование устройств, повышающих напряжение питания.